Мотопомпа - это генератор с встроенным насосом. Используется для подачи, а также перекачивания различных жидкостей разной вязкостью. Оснащаются бензиновыми, дизельными или газовыми двигателями и не зависят от источников электропитания. Непосредственно мотопомпы служат для полива садов и приусадебных участков, откачивания воды из колодцев, бассейнов, водоёмов, строительных котлованов, затопленных канализациий, используются в работе МЧС, пожарных, ЖКХ и т.д.
Классификация:
По области применения и степени загрязненности жидкости:
Для перекачивания:
- чистых или с небольшими загрязнениями жидкостей (диаметр твёрдых включений 6 - 8 мм);
- среднезагрязнённых жидкостей (диаметр твёрдых включений не более 20 мм);
- жидкостей с сильными загрязнениями (диаметр твёрдых включений 27 - 31 мм);
- морской воды или химреагентов;
- субстанций с высокой вязкостью и густых жидкостей;
- мотопомпы высокого давления.
Особенностью мотопомп для перекачивания чистых или слабозагрязненных жидкостей является способность перекачивания больших объёмов воды - до 60 м3 в час с напором до 35 метров. Пропускная способность насосной части – твёрдые частицы диаметром до 5 мм. Как правило, в таких помпах устанавливается пластиковая крыльчатка, обеспечивающая всасывание воды. Малогабаритны, применяются для полива полей, пожаротушения, откачивания воды из различных водоёмов.
Мотопомпы для сильнозагрязнённой воды или густой жидкости.
Перекачивают до 130 м3/час. Насосная часть пропускает твёрдые частицы диаметром до 25 мм, допустимо наличие в воде песка, извести, щебня, ила, гравия. Конструкция таких мотопомп предусматривает облегченный подступ к насосной части на случай засора слишком крупными твердыми частицами.
Оснащены металлическими крыльчатками.
Самовсасывающий насос с обратным клапаном на центробежном ходу, как правило, устанавливается в мотопомпах перекачивающих чисттую или загрязнённую воду, например, из колодцев, водоёмов, бассейнов или дренажных вод.
Насосами мембранного типа оснащаются мотопомпы, перекачивающие жидкости с высокой химической активностью и солёные жидкости. Откачивают фекальные массы на животноводческих фермах и в частных секторах.
Мотопомпы высокого давления используют для пожаротушения и очистки различных поверхностей от загрязнений.
По диаметру напорного и всасывающего патрубков мотопомпы бывают:
- однадюймовые;
- двухдюймовые;
- трехдюймовые;
- четырехдюймовые.
По типу двигателя:
Бензиновые
Производительность - до 2000 л/мин. Стоимость и моторесурс ниже, чем у дизельных мотопомп. Непрерывно работать способны в пределах восьми часов.
Оснащаются двухтактными или четырёхтактными двигателями.
Двухтактные – топливо: смесь бензина с двухтактным маслом. Применяются такие мотопомпы обычно на дачах и садовых участках для сбора воды из небольших водоёмов или луж, перекачивания жидкостей из бочек. Малогабаритны, просты в их управлении. Минусы - имеют меньшую производительность, чем четырехтактные модели, подача воды имеет небольшой напор, а диаметр патрубков несколько большой и будет неудобен для подключения поливочного шланга.
В четырёхтактных мотопомпах есть отдельный картер для заливки масла, поэтому работают они на чистом бензине. Крупногабаритны и более высокопроизводительны, чем двухтактные. Применяются в промышленности и на строительных работах. Частным лицам такая мотопомпа может понадобиться только в том случае, если источник воды находится очень далеко и отсутствует центральный водопровод - четырёхтактная помпа с лёгкостью справляется с задачей поставки воды на участок с дальнего расстояния.
Дизельные
Установлены в мотопомпах, работающих с очень загрязнённой или густой жидкостью, так как у них должен быть выше крутящий момент и максимально ровный при любом скоростном режиме. Минус дизельного двигателя – высокий уровень шума во время работы. Применяются в промышленных целях для мелиорации различных водоёмов. Стоят дороже бензиновых, крупногабаритны, обладают повышенной производительностью.
Газовые мотопомпы
Особый вид мотопомп, отличительная черта которых - экономичность. Первый вид работает только на баллонном газе, второй - универсальный, приспособлены работать как на баллонном газу так и на магистральном. Чаще всего используются при низких температурах или в мороз.
При выборе мотопомпы нужно обратить внимание на:
Область применения – общего назначения или специального. Первый тип универсален и предназначен непосредственно для бытового и полупромышленного использования, второй - применим в узкой области (например, ассенизаторские или пожарные мотопомпы).
Тип перекачиваемой жидкости.
Диаметр прохода, который можно определить по сечению входной и выходной трубы. Важно знать, что производительность прямопропорциональна диаметру.
Глубина всасывания - возможность помпы набирать воду. Как правило, не более восьми метров. Меньше глубина всасывания - больше длина трубопровода.
Высота подъёма воды, то есть напор. Определяется мощностью двигателя и диаметром прохода. Часто указывается максимальная высота подъёма при наименьшей производительности.
Фильтры, которые предотвращаю попадание крупных твёрдых включений.
Температура перекачиваемой жидкости (чаще всего жидкости не должны превышать 90 С).
Производительность - количество жидкости, перекачиваемое в единицу времени.
При эксплуатации помпы следует:
- контролировать работу - нельзя допускать, чтобы помпа работала на сухом ходу, что чревато перегревом или поломкой двигателя;
- проверять уровень масла и чистоту фильтра, который рекомендуется менять не реже одного раза в квартал;
- необходимо слить топливо и заменить масло перед длительным перерывом в работе;
- нельзя допускать перегиба шлангов;
- уделить особое внимание карбюратору - необходимо настроить его под климатические условия местности;
- тщательно следить за положением всасывающего рукава в точке забора жидкости и чистотой его сетки, качеством соединений на всасывающей магистрали, степенью затяжки хомутов у всасывающих рукавов, затяжкой винтов крепления улитки, патрубков и всасывающего фильтра.
Для избежания поломки мотопомпы следует помнить, что нельзя:
- качать мотопомпой различные загущенные строительные растворы, вне зависимости от того, какого типа установлена на ней крыльчатка;
- в процессе работы доливать в топливный бачок горючее при работающем двигателе;
- не желательно использовать бензин с октановым числом 95, т.к. у него слишком высока температура горения, а добавки и примеси могут оседать на поршне или карбюраторе, что может вывести помпу из строя.