Первый генератор электрического тока был изобретен Майклом Фарадеем в далеком 1831 году. С конца XIX столетия электричество начало свое активное проникновение в повседневную жизнь человека. Электрические лампы вытеснили с улиц газовые фонари, электродвигатели не оставили места паровым машинам в промышленном производстве. Уже к началу 30-х годов XX века интеграция электричества в повседневную жизнь стала настолько всеобъемлющей, что сам факт её временного отсутствия уже приравнивался к чрезвычайной ситуации. К концу XX века ситуация ещё более усугубилась - на электричестве работают практически все домашние приборы и большинство промышленного оборудования. Помимо освещения и бытовых удобств (стиральная машина, электрочайник, кондиционер), электроэнергия переносит информацию (телефон, Интернет, телевидение), приводит в движение общественный транспорт (троллейбусы, трамваи, метро), спасает жизни (кардиостимуляторы, аппараты искусственного дыхания и искусственной почки), движет личным транспортом - более миллиона человек по всему миру используют для ежедневных поездок электромобили.
Стабильность подачи электроэнергии зависит от многих факторов. Даже в развитых странах аварии на электростанциях и обрывы линий электропередач не такое уж редкое явление, что уж говорить о России. Более того, в нашей стране ещё сохранилось достаточное количество районов, в которых стабильное напряжение в сети скорее исключение, чем правило. Да и политику монопольного поставщика электроэнергии «РАО ЕЭС» сложно назвать человекоориентированной. Зачастую подключение к сети удаленного от города объекта вместе с согласованием технических условий, постройкой дополнительной подстанции и т. д. и т. п. может обойтись потребителю в такую астрономическую сумму, что он невольно начинает думать об автономном источнике электропитания.
Автономный генератор представляет собой тепловую электростанцию в миниатюре - двигатель внутреннего сгорания приводит в движение ротор собственно электрического генератора. Основные типы автономных генераторов: бензиновые, дизельные, сварочные.
О самых маленьких
Самое простое и дешевое решение - бензиновые генераторы с двухтактными двигателями воздушного охлаждения. Их мощность не превышает двух киловатт. За простоту приходится расплачиваться во время эксплуатации. Двухтактники подходят только для эпизодического применения, потому что конструктивные особенности не позволяют этим генераторам работать непрерывно более трех часов подряд. Плюс мудреное приготовление масляно-бензиновой смеси для заправки. Именно это заставило многих производителей отказаться от двухтактников.
Как следствие, выбор таких генераторов на рынке очень невелик. Среди авторитетных брендов в данном сегменте осталась только Yamaha, но её ценовую политику сложно назвать логичной. 15 000 рублей за генератор мощностью 1 киловатт - за такие деньги можно купить неплохой четырехтактник. Остальные немногочисленные модели двухтактников, как правило, китайского производства, отличаются невысокой ценой... и примерно такой же надежностью.
Самые распространенные на данный момент бытовые генераторы - с четырехтактным бензиновым двигателем воздушного охлаждения. Мощность 0,5-15 киловатт, время непрерывной работы - 6-12 часов. Такие генераторы прекрасно подойдут для дачи или загородного коттеджа. В городе они станут спасением для владельцев небольших торговых точек, на случай повторения событий, подобных московскому блекауту 2005 года.
Дизельные версии генераторов в данном мощностном сегменте, конечно, представлены, но по цене они более чем в два раза превосходят своих бензиновых «собратьев». Поэтому усмотреть экономическую целесообразность в выборе дизеля такой мощности очень сложно, разве что у вас есть доступ к абсолютно бесплатной солярке.
При выборе стоит обратить внимание на тип генерирующего блока - синхронный или асинхронный. Асинхронный проще по конструкции и дешевле, однако уступает синхронным в стабильности характеристик. К тому же если среди потребителей присутствуют агрегаты, оборудованные мощными электрическими двигателями (электрогазонокосилка, водяной насос, электродрель), то необходимо учитывать, что при запуске они кратковременно потребляют в 2-5 раз больше электроэнергии (так называемый «пусковой ток»), нежели в установившемся режиме работы. Такие перегрузки противопоказаны для асинхронного генератора. Но если в вашем дачном домике энергия требуется только телевизору, приборам освещения и адаптеру для зарядки телефона, то этот недорогой вариант вам как раз подойдет. В остальных же случаях следует обратить свое внимание на генераторы с синхронным генерирующим блоком, которые легче выдерживают мгновенные перегрузки.
Однофазный или трехфазный? Тут необходимо определиться, понадобится ли вам когда-либо напряжение в 380 вольт. Как показывает практика, нужда в нем при бытовом применении крайне редка, поэтому можно смело сэкономить и купить однофазный генератор. Если же вы приобретаете генератор для работы на стройке, то без трех фаз уже не обойтись.
С кожухом или без? Зависит от места будущей эксплуатации. Модели с кожухом производят меньше шума во время работы и лучше защищены от погодных сюрпризов.
Среди производителей бытовых бензиновых генераторов данного сегмента особняком стоят две маститые фирмы: http://briggs-stratton.podberi-generator.ru/ и http://honda.podberi-generator.ru/. Великолепное качество и непревзойденная надежность генераторов данных марок подтверждены многими десятилетиями эксплуатации по всему миру. Однако у этой медали есть и обратная сторона - очень высокие цены. Например, семикиловаттный Briggs&Stratton ProMax стоит в России больше 60 000 рублей, агрегат подобной мощности от «Хонды» будет стоить уже в районе 100 000 рулей - за бренд и качество нужно платить.
В среднем ценовом диапазоне стоит обратить внимание на продукцию французских компаний http://sdmo.podberi-generator.ru/ и http://caiman.podberi-generator.ru/, испанской http://gesan.podberi-generator.ru/, немецких http://geko.podberi-generator.ru/ и http://huter.podberi-generator.ru/. В нижнем ценовом сегменте активно представлены российские, китайские и польские производители. В своих технических спецификациях они активно используют термин «сделано по технологии», после чего идет название известного бренда (вроде Honda или B&S). Если все же решите сэкономить, то необходимо подстраховаться и подробнее изучить условия гарантии, а также наличие у фирмы-продавца собственного сервисного центра.
Если нужно больше
Если от генератора требуется не эпизодическая «подработка», а стабильная работа на протяжении суток, а то и нескольких, а общая потребляемая мощность превышает 20 киловатт? Здесь бензиновыми воздушниками уже не обойтись. Для этих целей наиболее приспособлены дизельные генераторы с жидкостным охлаждением.
Как сказано выше, дизельные генераторы значительно дороже бензиновых, и связано это не только с более сложной конструкцией дизельного двигателя. Как правило, такие генераторы имеют существенно более сложную автоматику, позволяющую более чутко контролировать параметры работы двигателя и генерирующего блока, производить автоматический пуск при отключении электричества в сети, а также автоматическое глушение при возобновлении его подачи. Некоторые модели обладают возможностью дистанционного управления и программирования режимов работы. Всё вышеперечисленное создает неоспоримые удобства при эксплуатации, но при этом заметно наращивает цену.
Так как генераторы в категории более 20 киловатт значительно превышают по весу бытовые мини-электростанции, то среди них встречается много моделей, предназначенных для стационарного монтажа. Мобильные же версии располагают на специальных тележках и автомобильных прицепах. Высокие мощностные характеристики предполагают высокий уровень шумов при работе, поэтому большинство производителей предлагают массу шумопоглощающих опций вроде специальных кожухов и более эффективных глушителей. Есть даже «особо тихие» версии для возможности работы ночью вблизи проживания людей.
Самое важное при беспрерывной работе 24 часа в сутки - высокая надежность двигателя. Поскольку производство безотказных специализированных дизельных двигателей задача крайне нетривиальная, то и заслуживающих доверия производителей в данном сегменте немного. Это японские Mitsubishi, http://denyo.podberi-generator.ru/, http://yanmar.podberi-generator.ru/, английские Perkins, американские John Deere, немецкие Geko. С другими производителями в данной категории лучше не связываться.
На стройке
Отдельный подвид генераторов - сварочные. В отличие от простых мини-электростанций они дополнительно оборудованы сварочным аппаратом, что позволяет подключать электрод непосредственно к генератору. Кроме того, они также могут выполнять функцию обычного генератора. Соответственно, цена такого гибрида складывается из цены непосредственно генерирующего блока и сварочного аппарата. Среди заслуживающих доверия производителей таких генераторов - SDMO, CAIMAN, GESAN, GEKO.
Экзотика
Пятнадцать лет назад корпорация General Motors предложила в качестве опции к своим джипам и пикапам установку 3-киловаттного генератора переменного тока с напряжением 110 вольт (именно такое напряжение используется в бытовой сети в США). Генератор располагался под капотом и приводился ремнем от шкива коленчатого вала, прямо как его 12-вольтовый коллега. Предполагалось, что такая компоновочная находка приглянется туристам, охотникам, рыболовам, да и просто людям, живущим в районах с высокой вероятностью стихийных бедствий (практически весь юг США). И все же большого количества заказов не последовало. Скорее всего, по экономическим соображениям - использовать для привода 3-киловатного генератора громадные пяти-шестилитровые двигатели американских джипов показалось иррациональным даже американцам.
Однако идея по скрещиванию автомобиля и генератора бытового тока не умерла окончательно и спустя годы была реанимирована в... России. Проектируемый на деньги миллиардера Михаила Прохорова «Ё-мобиль» вследствие выбранной конструкторами последовательной гибридной схемы оснащен мобильным бензогенератором. Он вырабатывает электроэнергию, которую потребляют электромоторы, приводящие «Ё-мобиль» в движение. Разработчики решили пойти дальше и снабдили «Ё-мобиль» трансформатором, дающим на выходе бытовое напряжение в 220 вольт и мощность аж в 30 киловатт. Привод генератора будет осуществляться малолитражным лопастно-поршневым двигателем с небольшим удельным расходом топлива. Этот факт вселяет надежду на то, что эксплуатация такого «генератора на колесах» будет экономически целесообразна. Осталось только подождать августа 2012 года - обещанного срока начала серийного производства «Ё-мобилей» - и убедиться в реальности данных конструкторами обещаний.
29.06.2011
Источник информации: http://podberi-generator.ru/article/articles/obzor-generatorov-i-mini-jelektrostancij/19.html
29.06.2011